ЦЕНТР КОГНИТИВНЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

БОС терапия для детей

БОС-терапия для детейВ последние годы появляется все больше научных данных в пользу высокой эффективности инновационного метода БОС-терапии (биологической обратной связи) в отношении целого ряда расстройств и нарушений поведения у детей и подростков – синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), аутизма и расстройств аутистического спектра в целом, эпилепсии, специфических нарушений обучения – дислексии, ночного энуреза, некоторых форм зависимости, т.н. оппозиционного или девиантного поведения  и ряда других. Масштабное научное изучение этого метода началось относительно недавно, поэтому объем научных данных и, следовательно, уровень их доказательности в отношении эффективности БОС-терапии для разных клинических групп и синдромов различаются, тем не менее обоснованность его использования все более и более возрастает. Так, например, недавние сводные обзоры всех соответствующих критериям доказательной медицины опубликованных работ по применению БОС-терапии для лечения СДВГ и эпилепсии показали максимальную степень достоверности и эффективности БОС-терапии, не уступающую современной лекарственной терапии этих расстройств. Однако БОС-терапия при этом обладает тем несомненным огромным преимуществом, что в отличие от лекарственной терапии, она является абсолютной безвредной, безопасной и неинвазивной, т.е. бескровной процедурой, обладающей, кроме того, еще и длительным продолжительным эффектом. Последнее обстоятельство является дополнительным преимуществом БОС-терапии в сравнении с лекарствами, прием которых по сути является всего лишь симптоматической терапией, т.е. подавлением симптомов. При этом «поломка» в головном мозгу, которая является причиной возникновения и СДВГ, и эпилепсии, и аутизма при лекарственной терапии никуда не девается и не корректируется, а стало быть все проявления болезни, приглушенные лекарствами, практически сразу же возвращаются, как только прием препаратов прекращается.

От  родителей гиперактивных детей часто приходится слышать просьбу прокомментировать мнение какого-то горе-специалиста о том, что БОС-терапией с ребенком можно начинать заниматься не раньше 12 лет. Это категорически не так ! Наоборот, начинать нужно заниматься БОС-терапией с ребенком как можно раньше ! Другое дело, что реально сделать это можно только при достижении ребенком определенного возраста и уровня развития. Именно с этим связаны те немногочисленные ограничения, которые существуют в отношении БОС-терапии – это выраженная умственная отсталость и неадекватные состояния, например, психотического характера. Как показывает практика, у большинства детей возраст, когда можно и нужно начинать БОС-сеансы, это примерно 4-5 лет. При этом не только соображения общего характера, но и практические выводы специальных исследований показывают, что чем раньше начинается коррекция нарушений поведения ребенка методом БОС-терапии, тем меньшее количество проблем будет у него на протяжении времени учебы в школе и институте. Не зря диагноз СДВГ, как правило, появляется тогда, когда ребенок попадает в школу с совершенно другим уровнем требований и нагрузок и, как итог – уровнем стресса. Именно эти факторы и проявляют те нарушения со стороны когнитивной сферы детской психики – функции внимания, а также регуляции поведения – импульсивность и неуправляемость, которые создают основные проблемы и самому ребенку, и всем окружающим, включая педагогов и родителей. И если у ребенка СДВГ-черты проявляются уже в дошкольном возрасте, крайне важно подготовить его к школьным нагрузкам и разного рода стрессам. И лучшего метода, чем БОС-терапия сегодня, по-видимому, не существует.

Отдельно стоит остановиться на тех особенностях БОС-терапии, которые позволяют использовать ее для коррекции нарушений у маленьких детей 4-5 лет, которым не объяснишь, что такое ЭЭГ или навык саморегуляции. Чтобы БОС-терапия «работала», этого и не нужно. Нужно, чтобы ребенку было интересно смотреть мультфильм на экране монитора в течение 25-35 мин. Дело в том, что современные БОС-системы могут использовать самые продвинутые мультимедийные возможности в качестве функции подкрепления, собственно и обеспечивающей возможность обучения. На практике же это выглядит так, что на время процедуры ребенку с помощью специальной пасты на голову клеится несколько датчиков, регистрирующих ЭЭГ, которая затем мгновенно вводится в компьютер и обрабатывается. А полученные в результате этой обработки ключевые параметры  уже управляют мультфильмом – если показатели «хорошие» (это автоматически определяет программа по заложенному в ней алгоритму) – мультфильм проигрывается, что является положительным «подкреплением», а как только какой-то из ЭЭГ-параметров стал «плохим» – мультфильм останавливается, либо каким-либо образом искажается, что ребенку не нравится и что выполняет роль отрицательного «подкрепления». Поскольку фундаментальная закономерность в функционировании любого мозга заключается в стремлении «максимизировать» положительное или положительно-эмоциональное подкрепление и «минимизировать» негативное или отрицательно-эмоциональное подкрепление, величина ЭЭГ-параметра, от которого зависит мультфильм, начинает постепенно сдвигаться в положительную сторону за счет того, что мозга начинает функционировать более правильно, что, собственно, и приводит к нормализации нарушенного поведения.

Мы обладаем:

Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);

Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;

БОС-оборудованием от лучших мировых производителей;



[ О.Иващенко © 1997-2024 ]

Заказать звонок