Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой форму поведенческого расстройства, которой в настоящее время страдают миллионы детей, подростков и взрослых во всем мире. На сегодняшний день проведено огромное количество клинических, нейропсихологических, нейрофизиологических и многих других исследований для изучения природы, разнообразия симптомов и того, что собой представляют причины СДВГ.
Диагностические критерии и признаки СДВГ детально описаны в американском руководстве DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. В целом, согласно этим руководствам, все разнообразие симптомов при СДВГ укладывается в 3 большие группы –
Едва ли не самая важная группа симптомов с точки зрения школьного «функционирования» ребенка связана с нарушением функции внимания, причем критерием нарушения является наличие 6 или более различных проявлений невнимательности, имеющих место на протяжении более, чем 6 месяцев и серьезно нарушающих социальное поведение ребенка и его успеваемость в школе.
Возможные варианты нарушения внимания могут выглядеть следующим образом:
Гиперактивность может проявляться в следующих конкретных проявлениях поведения ребенка:
Наконец, импульсивность может проявляться в следующем:
ребенок имеет обыкновение отвечать на вопросы, не задумываясь и не выслушав до конца то, о чем его спрашивают;
Не может дожидаться своей очереди.
при общении ребенок постоянно перебивает говорящего, не зависимо от того, сверстник это или взрослый;
ребенок болтлив и несдержан, может беспричинно вдруг сказать обидную или даже оскорбительную вещь, может разговаривать так, как будто у него отсутствуют внутренние «тормоза».
Аналогичные диагностические критерии детально прописаны в данных руководствах также как для группы гиперактивных, так и импульсивных симптомов СДВГ.
Важно также отметить, что у конкретного ребенка с СДВГ-синдромом могут иметь место нарушения любой из трех основных групп симптомов в любой комбинации, и в зависимости от относительной выраженности той или иной группы симптомов выделяют 3 основные формы или подвида синдрома –
Особый акцент в этих руководствах ставится на всеобщий и инвариантный в отношении различных ситуаций характер этих расстройств. Другими словами, если речь идет о гиперактивности ребенка, то она в равной степени должна проявляться как в школе, так и в любых других ситуациях – дома, в общественных местах, в общении со сверстниками и т.д. Если же «подозрительное» поведение наблюдается у ребенка в какой-то единичной ситуации, например, в школе, то здесь можно заподозрить обусловленность такого неправильного поведения какими-то другими, ситуативными факторами.
Важным аспектом диагностического критерия является временной фактор – нарушение поведения должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев. Это связано с тем, что с точки зрения сегодняшней медицины, нарушения функционирования головного мозга, лежащие в основе СДВГ, являются весьма продолжительными, часто пожизненными, в том числе и по причине частичной генетической обусловленности.
Ну и чтобы уж совсем диагноз о наличии СДВГ был надежным, клинические руководства требуют инвариантности в отношении наблюдателя, т.е. на основании использования описанных критериев к аналогичным выводам должны придти разные наблюдатели поведения ребенка – не только врач, но и педагог, родитель и любой другой незаинтересованный наблюдатель.
Также стоит упомянуть тот факт, что классификация симптомов и диагностические критерии СДВГ в своем современном виде оформились относительно недавно, в силу чего особенности поведения СДВГ-ребенка даже врачом-педиатром, не говоря уже о родителях и школьных педагогах, до недавнего времени оценивались неправильно – неусидчивость и невнимательность, неспособность самостоятельно справиться с заданием обычно списывались на плохое воспитание, недостаточное внимание со стороны родителей, капризность и разбалованность ребенка и другие подобные причины.
Именно поэтому при возникновении подозрений о наличии в поведении ребенка каких-то отклонений прежде всего следует обращаться к опытному специалисту, что позволит правильно оценить все нюансы и особенности нарушения поведения ребенка с диагностической точки зрения и выбрать правильный и наиболее эффективный способ коррекции его СДВГ-поведения.
В нашем Центре работают именно такие специалисты, которые не только разберутся во всех нюансах поведения ребенка с СДВГ, но и обеспечат максимально эффективное, безопасное и надежное лечение самым современным и перспективным нелекарственным методом – методом биологической обратной связи или БОС-терапии.
[ О.Иващенко © 1997-2025 ]