ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА И ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Коррекция аутизма у детей

Коррекция аутизма у детейНесмотря на то, что термин «аутизм» впервые ввел в обиход швейцарский психиатр Э.Блейлер, а клинические описания детей с характерными нарушениями социальных контактов, коммуникации и стереотипными действиями описывали многие другие клиницисты, включая известные работы создателя советской детской психиатрии Сухаревой Г.Е., основоположниками современной концепции аутизма считают Л.Каннера и Г.Аспергера, независимо описавших детей с характерной триадой нарушений – нарушение речевой коммуникации, связанной с трудностью в использовании языка, отсутствие социального взаимодействия, и определенной «зацикленностью» деятельности и психических состояний, а также ограничеснностью интересов. На какое-то время на ранних этапах становления понятие аутизма стало центральным в концепции детской шизофрении, однако в дальнейшем превратилось в самостоятельный диагноз. В настоящее время «зонтичным», т.е. объединяющим термином для данного вида расстройств является диагноз «расстройства аутистического спектра» или РАС, куда, помимо собственно аутизма, входит также синдром Аспергера, синдром Ретта, первазивное расстройство развития и некоторые другие формы.

Причины аутизма

Первоначальная идея о том, что аутизм является следствием эмоционального отлучения от матери, не испытывающей к ребенку материнских  чувств, породила целое «родительское» движение, вылившееся в создание организаций и фондов, спонсирующих специальную помощь и специальное обучение детей с аутизмом, а также более глубокое изучение причин и условий возникновения аутизма. В конце концов было сформулировано представление о биологической основе аутизма, а изучение генетических его механизмов стало одной из центральных тем научных исследований. Согласно современным представлениям этиологическая природа аутизма является многофакторной, объединяющей как генетические механизмы наследования, так и приобретенную средовую патологию, прежде всего перинатально обусловленную, т.е. внутриутробную, родовую и т.д. Кроме того, в современных взглядах на происхождение, а следовательно на принципы коррекции аутизма оформились два больших тренда. Согласно одному из них, хронологически более раннему, расстройства аутистического спектра представляют собой прежде всего и в основном поведенческие расстройства, вызванные определенными повреждениями в конструкции и функционировании головного мозга, имеющими многофакторную природу. Эти повреждения связаны с нарушением процесса созревания головного мозга, его высших отделов и связей, обеспечивающих их правильное функционирование, а значит и коррекция аутизма прежде всего должна быть направлена на «исправление» этой первопричины.

Другой тренд связан с растущим осознанием того факта, что при аутизме, кроме присущих ему проявлений нарушений процесса формирования мозговых систем в виде характерной триады, практически всегда наблюдаются также и другие расстройства, например, иммунологические, или нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Другими словами, возникло представление о том, что классические аутистические нарушения – это всего лишь часть более общего системного расстройства, куда кроме психоневрологических и поведенческих входит еще целый ряд другихнарушений со стороны иммунной, желудочно-кишечной и др. систем.

Методики коррекции детского аутизма.

Аутизм является расстройством, полное излечение которого или исцеление в современной медицине считается  пока что невыполнимой задачей.

Сколько-нибудь эффективной лекарственной терапии аутистических провлений также пока что не существует – первопричины и механизмы возникновения расстройства далеки от понимания, поэтому основные усилия в деле коррекции аутизма направлены на внешние его проявления, т.е. на поведение. А главным коррекционным методом или подходом – поведенческая терапия в различных вариациях. Среди разновидностей поведенческой терапии следует упомянуть следующие методики:

  • метод прикладного поведенческого анализа (МППА)
  • специальная логопедическая терапия речевых навыков
  • трудовая терапия в различных вариациях
  • коммуникационная методика «речевых» карточек
  • специальный тренинг навыков общения

Вариаций упомянутых выше поведенческих и социально-психологических методик, описанных в литературе и применяемых на практике, существует огромное количество, и хотя доказательная база и распространенность их различны, принципиальных различий по эффективности, достоверности и длительности устойчивого эффекта между ними не выявлено. Поэтому приоритет в выборе той или иной методики чаще всего определяется уровнем квалификации реализующего эту методику специалиста.

Возможности БОС-терапии в коррекции аутизма.

В связи с ростом числа заболеваний аутизмом проблема эффективной коррекции расстройств аутистического спектра у детей и взрослых привлекает все больше внимания как со стороны ученых, так и со стороны самих пациентов и их семей. Одним из новых и перспективных, судя по уже имеющимся научным данным, методов коррекции аутизма является метод биологической обратной связи или метод БОС-терапии. По своей сути метод является вариантом инструментального обусловливания или изменения важных электрических ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) ребенка. Заключается это в том, что во время БОС-сеанса ребенку безболезненно прикрепляют на голове несколько ЭЭГ-датчиков, которые непрерывно снимают электрическую активность, которая, в свою очередь, вводится затем в компьютер. Компьютер ее мгновенно  анализирует, вычисляет нужные параметры этих ритмов и показывает их ребенку на экране монитора. А дальше происходит самое главное. Когда эти ЭЭГ-показатели хорошие – картинка на экране становится интересной – включается мультик или какая-то повторяющаяся анимация, привлекающая внимание ребенка. Когда же ЭЭГ-показатели становятся «плохими» – мультик или анимация выключаются или останавливаются – аналог наказания.  Такой подход позволяет добиться нормализации показателей ЭЭГ детей-аутистов, что приводит к нормализации функционирования нарушенных мозговых систем и, как следствие, нормализации аутистичного поведения в целом.

В целом следует отметить, что когда речь заходит о правильном методе коррекции аутизма, начинается оно прежде всего с установления точного диагноза, максимально полного описания разнообразия и тяжести нарушений. Принципиальным моментом в ходе коррекции является установление с ребенком максимально возможной степени доверительности – настолько, чторебёнок не должен избегатьсотрудничества и проявлятьзаинтересованность непосредственнов  самом процессе лечения. Важным этапом этого процесса является выработка у ребенка навыков саморегуляции и самообслуживания, естественным образом формирующихся у обычных детей, но требующих специального обучения в случае с  ребенком-аутистом. Важно также помнить, что коррекцию и лечение ребенка-аутиста следуетдоверять только хорошо подготовленным и квалифицированным специалистам, знакомым с современными методиками и обладающими нужными практическими и теоретическими знаниями.

Именно такие специалисты, владеющие самыми современными методиками коррекции аутизма,  трудятся в нашем Центре.

Мы обладаем:

Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);

Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;

БОС-оборудованием от лучших мировых производителей;



[ О.Иващенко © 1997-2020 ]

Заказать звонок