В 1943 г. американский ученый и врач Лео Каннер опубликовал первое и весьма детальное описание клинической картины нового заболевания – аутизма или аутистического нарушения аффективного контакта. На небольшой группе из 11 детей с аутизмом Л.Каннер выделил то, основное, что отличает данное расстройство от остальных – выраженное нарушение социальной сферы (отсутствие потребности в социальных контактах или недостаточность социальных интересов) и склонность к повторяющимся, однообразным действиям. Последнее свойство Л.Каннер оценивал как «потребность в неизменности» или «избегание изменчивости». Кроме того, Л.Каннер обратил еще на одну особенность в клинической картине нарушений аутистичных детей – у 3 из 11 детей имел место мутизм, у всех остальных – определенные речевые нарушения. Кроме того, дети с аутизмом показали достоверно худшие результаты на вербальной части теста на интеллект (IQ), тогда как показатели невербального интеллекта у них не отличался от нормальных детей.
Годом позже, в 1944 г. Г.Аспергер опубликовал результаты своего независимого исследования, в котором описал клиническую картину синдрома, получившего впоследствии название по имени своего автора. Доминирующей клинической особенностью картины симптоматики было выраженное нарушение у детей механизмов социальнойкоммуникации на фоне сохранности, а порой и раннего развития речи.
В 1978 г. исходя из первоначальных идей Л.Каннера и последовавших клинических исследований было сформулировано определение аутизма, вошедшее в 1980 г. в руководство по психическим расстройствам DSM-III и выделившее в структуре симптомов 4 основные группы:
В то же время, в альтернативном определении, сформулированном на основе данных нейробиологических исследований, основной упор сделан на таких моментах аутистической симптоматики, как:
Таким образом, с момента первого появления в DSM-III в 1980 г. диагноз «аутизм» имеет целый ряд клинических, нейропсихологических и нейробиологических характеристик. Аутизм или расстройство аутистического спектра (РАС) или аутистический синдром (АС) представляет собой спектр так называемых первазивных или глубоких психологических нарушений, возникающих в младенческом или детском возрасте и распределяющихся по 3 основным группам (триада) –
Различия между аутизмом, РАС и АС связаны, прежде всего, с различной интенсивностью выраженности симптомов, при этом некоторые специалисты приписывают аутизму характер эпидемии в силу того роста числа заболевших, которое отмечается за последние два десятилетия – на этом отрезке времени частота встречаемости аутизма выросла с 1 человека на 2000 до 1 человека на 166.
Согласно современной психиатрической классификации, в рамках данного диагноза выделяют 4 основные формы:
В определенном числе случаев аутизм и синдром дефицита внимания диагностируются у одного и того же ребенка. Д.Кеннеди, автор книги «Связь СДВГ и аутизма» указывает на целый ряд сходств, существующих между диагнозами СДВГ и аутизма – оба синдрома являются следствием нарушения процесса созревания и развития головного мозга, оба приводят к возникновению проблем в одних и тех же психологических сферах – коммуникация, социальные взаимодействия, поведение, в основе возникновения обоих синдромов лежат нарушения так называемых исполнительных системлобных областей головного мозга (executivesystems).
Лечение аутизма представляет собой серьезную, запутанную и далекую от окончательного решения проблему. Одно только перечисление применяющихся подходов и методов займет несколько страниц, а эффективность большинства из них не имеет сколько-нибудь серьезного научного подтверждения.
Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);
Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;
БОС-оборудованием от лучших мировых производителей;
[ О.Иващенко © 1997-2024 ]