ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА И ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Реально ли СДВГ

СДВГ – реальное расстройство поведения или выдуманный диагноз ?

Отвечая на этот вопрос можно сослаться на мнение ведущего американского специалиста в области диагностики и медикаментозной терапии СДВГ доктора Рассела Баркли. Согласно его мнению:

  • СДВГ действительно существует.
  • СДВГ может существенно повлиять на жизни и будущее детей, которым поставлен этот диагноз.
  • Сейчас для людей с этим расстройством наступило лучшее время во всей истории: появились эффективные терапевтические методы для детей с СДВГ, и было проделано множество исследований по его лечению и выявлению причин возникновения, результаты которых близки к прорыву.

Диагностическая дилемма

Доктор Баркли считает, что недостоверное отображение фактов в сообщениях прессы о слишком частой постановке диагноза и избыточном назначении медикаментозного лечения – вкупе с недостаточностью диагностических критериев – способствует низкому уровню распознавания и лечения детей с нарушениями импульсивности и внимания, что ведет к возникновению факторов риска в диапазоне от школьных и рабочих проблем до криминальной активности и рискованного полового поведения. В недавних исследованиях также связывается СДВГ с плохим вождением и повышенной вероятностью возникновения несчастных случаев.

Обращая внимание на проблемы с современными критериями, применяемыми Американской психологической ассоциацией (the American Psychological Association) при диагностике СДВГ, доктор Баркли в то же время настойчиво отстаивает существование этого заболевания и методы его медикаментозного лечения, применяемые в настоящее время. Эта позиция имеет немало разнообразных критиков – от церкви сайентологии (the Church of Scientology) до крупных политиков. Баркли ссылается на наличие сотен исследовательских работ, в которых показано, что СДВГ вызывает пагубные нарушения в развитии торможения поведения. В его собственной статье, опубликованной в 1998 году в журнале Scientific American , подчеркнуты не только главные проблемы, связанные с СДВГ, но также в значительной степени и текущее состояние неврологических исследований. С момента ее публикации появилось значительное число исследований, в которых возникновение СДВГ связывается со специфическими генами, и появления большего количества таких исследований вполне можно ожидать в ближайшем будущем по мере развития Проекта по расшифровке генома человека (Human Genome Project).

В то время как гены и наследственность являются сильнейшими факторами, определяющими предрасположенность к СДВГ, доктор Баркли также обсуждает источники “приобретенного” СДВГ. Три из важнейших (и самых предотвращаемых) причины – это стрептококковая инфекция, курение и употребление алкоголя во время беременности.

Ссылаясь на свое собственное научное исследование этого расстройства, доктор Баркли утверждает, что невнимательный тип этого расстройства оставался недостаточно исследованным, и для него современные методы лечения СДВГ в основном оказываются неэффективными. Невнимательные дети, чьи симптомы включают рассеянность, пониженную активность и мечтательность, полярно противоположны более хорошо изученному типу агрессивных, импульсивных и гиперактивных детей. Однако они являются группой детей, для которых дефицит внимания действительно оказывается центральной проблемой.

В теории СДВГ доктора Баркли утверждается, что гиперактивный тип СДВГ, который представлен у большинства детей, а также обсуждается в большинстве исследований и информации по этому заболеванию, является в действительности расстройством импульсивности и самоконтроля, но не внимания. Другими словами, у этих детей нет расстройства внимания или проблем с приемом информации. Их недостаток заключается в том, как они контролируют свою реакцию (буквально – выход, вывод информации). Расстройство в основном заключается в сложности контроля “исполнительных функций“, которые у большинства людей развиваются для самостоятельного управления своими эмоциями и действиями, а также и их “внутреннего языка”. Эти функции позволяют нам преобразовывать внешние события в психические внутренние события, чтобы перейти от контроля со стороны других людей к самоконтролю, для того, чтобы распознать временное настоящее от планируемого будущего, и чтобы продвигаться от немедленного к отложенному удовлетворению. Дети, имеющие проблемы в этих сферах, импульсивны и не способны предвидеть последствия. Они также страдают от эффекта, который доктор Баркли называет “временной слепотой”, заключающейся в неспособности эффективно измерять или использовать время.

Определяя эти расстройства, доктор Баркли предполагает, что дети с СДВГ обычно имеют отставание в развитии на 30%. Этот факт означает, что родителям и учителям необходимо принять во внимание то, что у этих детей эмоциональный возраст оказывается на 30% ниже их действительного возраста. Такая задержка в развитии может очень сильно повлиять на их готовность к ответственной работе, такой как уход за детьми, вождение автомобиля, или поступление в колледж.

Баркли предлагает родителям и учителям детей с СДВГ значительные ресурсы для воздействия на это отставание и на связанные с этим аспекты расстройства. Он активный сторонник самообразования родителей. Он также предупреждает родителей о том, что СДВГ – это расстройство, которые остается на всю жизнь. Он предостерегает их от излишнего доверия ненаучным теориям, которые сводят симптомы СДВГ к избыточному просмотру телевизионных программ или обвиняют родителей, также как и непроверенным методам лечения, таким как развитие сенсорной интеграции (Sensory Integration Training), хиропрактические манипуляции с черепом (Chiropractic Skull Manipulation).



[ О.Иващенко © 1997-2020 ]

Заказать звонок