ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА И ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Коррекция раннего детского аутизма

Коррекция раннего детского аутизмаНа многих сайтах, посвященных проблеме аутизма у детей, помимо принятой терминологии – аутизм, расстройство аутистического спектра и др. можно встретить словосочетание ранний детский аутизм или РДА. В чем же особенности такого диагноза и отличаются ли его симптомы от обычного аутизма?

Проще всего ответить на этот вопрос, обратившись к классификациям психических расстройств, данных, например, в европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. Открываем оглавление верхнего уровня и находим в нем пункт «Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)», далее переходим в раздел «Нарушения Психологического Развития (F80-F89)», далее находим пункт «Общие расстройства психологического развития (F84)», который собственно и является «контейнером» интересующих нас расстройств аутистического спектра. В нем имеются следующие рубрики:

  • детский аутизм (код F84.0)
  • атипичный аутизм (код F84.1)
  • синдром Ретта (код F84.2)
  • иное дезинтегративное расстройство детского возраста (код F84.3)
  • гиперактивное расстройство с коморбидной умственной отсталостью и стереотипными движениями (код F84.4)
  • синдром Аспергера (код F84.5)
  • иные общие расстройства развития (код F84.8)

Как видим, диагноза «Ранний детский аутизм» в этом современном списке нет. Означает это всего лишь то, что в современных классификациях психических расстройств от такой формулировки отказались, хотя раньше она и употреблялась многими специалистами наряду с таким названием, как, например, синдром Лео Каннера. Со строго формальной точки зрения, формулировка «Ранний детский аутизм» является устаревшей, а по сути соответствует рубрике F84.0 Детский аутизм. В чем же особенности симптоматики, течения и прогноза этой группы расстройств?

Что это такое – аутизм?

Как показывает вышеприведенное изучение МКБ-10, аутизмом называется общее расстройство развития с преимущественным нарушением сферы общения, коммуникации и стереотипным поведением. Суть болезни хорошо передается ее названием, обозначающим состояние «внутри себя». Ребенок, страдающий аутизмом, никогда внешне не проявляет свои эмоции, импульсы, речь и отношение. Обычно аутистическое расстройство появляется у детей в возрасте около 3 лет, тогда говорят о детском аутизме либо РДА. Согласно современным научным представлениям, расстройство – пожизненное, диагностируется у одного из 88 детей, и у мальчиков встречается примерно в 2-3 (по оценкам разных авторов) чаще, чем у девочек. Чаще всего аутизм сопровождается различными нарушениями когнитивных функций – по статистике, у 70-75% лиц с аутизмом наблюдается также более или менее выраженная отсталость – показатель IQниже 70.

Причины РДА.

По мере углубления научных исследований все большую роль в возникновении РДА отводят генетическим, наследственным факторам – уже выявлено несколько генов-«провокаторов», способных при определенных условиях вызывать нарушения аутистического типа, однако точный механизм этих генетических влияний пока не изучен.

Основные симптомы РДА.

Выделяют 3 основные группы симптомов РДА:

  • нарушение коммуникации, в том числе речевой за счет либо отсутствия речи (мутизм) или выраженной ее задержки илирасстройства по типу алалии или повторов;
  • нарушения социальных формповедения и взаимодействия – отсутствие какого-либо интереса или стремления к общению со сверстниками, отсутствие эмоционального контакта с окружающими и непонимание эмоций сверстников и взрослых, крайне скудная и, как правило, неадекватная конкретной ситуации мимика – ребенка трудно развеселить, хотя он может рассмеяться по своим, только ему понятным причинам;
  • стереотипное, шаблонное поведение – в виде выполнения повседневных ритуалов, зацикленности ребенка на определенном занятии и неспособности переключиться на что-то другое, способности часами сортировать карточки и передвигать кубики, многократных повторений движений, лишенных смысла, а также характерных движений, выполняющих функцию само-стимуляции.

При этом выраженность симптомов варьирует от легкой формы или степени до тяжелой – в случае, когда интеллектуальные способности аутиста практически не отличаются от уровня нормы, говорят об аутизме высокого функционирования.

Коррекция РДА.

Главный вопрос, который возникает у родителей после того, как в адрес их ребенка прозвучал диагноз «ранний детский аутизм» – лечится ли он и если да, то как? Лечится – в смысле исцеления, а не в смысле постоянного приема лекарств. Ответ, к сожалению отрицательный – не исцеляется. От аутизма на сегодняшний день лекарства,после приема которого запертый в себе ребенок выходит наружу, к сожалению,не существует. Но лечить, при этом при всем, надо обязательно. И единственный путь, чтобы адаптироватьребенка-аутиста к социуму – упорные ежедневные занятия с использованием так называемых поведенческих методик, а также создание «дружелюбной» среды. Это большой труд, как правило, команды специалистов, состоящей из детских психиатров, психологов, социальных работников, педагогов и воспитателей. Однако этот труд всегда приносит свои плоды!

В нашем Центре работают все эти специалисты, в полной мере владеющие самыми современными и самыми эффективными методиками коррекции и лечения детского аутизма.

Мы обладаем:

Большим опытом коррекции/лечения СДВГ (с 1998 года);

Высокой научной и профессиональной подготовкой БОС-специалистов, подтвержденной международными сертификатами и научными публикациями;

БОС-оборудованием от лучших мировых производителей;



[ О.Иващенко © 1997-2020 ]

Заказать звонок