ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

СДВГ и школа

29.08.2016

Когда говорят о наличии у ребенка СДВГ, прежде всего подразумевают те разнообразные и многочисленные проблемы и сложности, которые испытывает ребенок в школе – с усвоением материала, с общением в своей микросреде и с учителями, с формированием адекватного уровня самооценки и др. – и которые мешают процессу становления и созревания необходимых навыков и умений. Обзор большого числа проспективных исследований, охватывающих большой отрезок времени, показал, что у детей с наличием СДВГ в сравнении со здоровыми сверстниками значительно больше проблем с академической успеваемостью – у них ниже уровень оценок в баллах, им требуется значительно больше дополнительных занятий, среди них значительно ниже процент поступивших в высшие учебные заведения, а также процент отчисленных из институтов за неуспеваемость. Кроме того, специальные исследования показали, что патологическая невнимательность и гиперактивность по-разному влияет на успешность обучения в ВУЗе. В группе детей с наивысшими значениями тестов на невнимательность, проводимых учителями, был самый высокий уровень отчисления из ВУЗа за неуспеваемость – 70.8%. Тогда как в группе детей с минимальным уровнем проблем со вниманием процент отчисленных за неуспеваемость составил только 11.5 %. Эти данные четко показали, что наличие проблем со вниманием у детей раннего школького возраста является важным прогностическим фактором относительно успеваемости в более зрелом возрасте в ВУЗе. При этом проблемы со вниманием включали низкую способность к длительному удержанию внимания, повышенную отвлекаемость и потерю концентрации. Важным аспектом картины нарушений поведения при СДВГ также оказались отношения с учителями. Более чем у 82% детей с признаками СДВГ на основании выставленных педагогами оценок была выявлена повышенная конфликтность и неспособность к конструктивному диалогу с учителями, причем у 60% эта неспособность была ярко выраженной. Кроме отмеченных нарушений страдала также способность к гибкой смене социальных ролей в процессе общения, а также мониторинг собственного социального поведения.

Еще одно исследование лиц с СДВГ в сравнении с возрастной нормой в возрасте 22-25 лет, т.е. после обучения в вузе, показало, что продолжительность обучения у СДВГ-пациентов была меньше на 2-3 года, процент проучившихся полный срок на дневном обучении был достоверно ниже, средние оценки успеваемости за годы учебы в школе также достоверно были ниже, а также был достоверно меньше был среднемесячный уровень дохода.

Еще одной сферой, в которой лица с СДВГ демонстрируют дефицит успешности в сравнении с группой возрастной нормы, является управление транспортными средствами. Наличие СДВГ связано со значительно более высоким уровнем зафиксированных нарушений, большим количеством и суммой выписанных штрафов, а также большее количество опасных ДТП.

Еще одна проблемная сфера у детей и взрослых с наличием СДВГ – нарушение сна и бодрствования. Исследования в этой сфере показали, что наличие СДВГ связано со значительно более поздним временем засыпания, наличием трудностей при засыпании, большим количеством просыпаний в течение сна, большей частотой кошмарных ночных сновидений, трудностью просыпания в нужное время и более выраженной сонливостью в течение дня.

Назад

[ О.Иващенко © 1997-2017 ]

Заказать звонок