ЦЕНТР КОГНИТИВНЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Новый взгляд на природу СДВГ синдрома

29.09.2016

Расстройство, которое сегодня носит название «синдром дефицита внимания и гиперактивности» – СДВГ – описывается под различными названиями и ярлыками уже в течение 100 лет. Основной акцент в этих описаниях ставился на нарушениях поведения ребенка, выражающихся, выражаясь простым языком, в чрезмерной подвижности и неспособности кого-либо слушать. А критерий собственно дефицита внимания в списке критериев данного расстройства вплоть до 1980 г. вообще отсутствовал. Однако в настоящее время прежняя концептуальная модель СДВГ-расстройства как «разрушительного расстройства поведения» многим специалистам представляется устаревшей и постепенно вытесняется представлением об СДВГ как о следствии нарушения процесса созревания и развития так называемых исполнительных функций (англ. executive functions — в нейропсихологии, гипотетический перечень когнитивных механизмов высокого уровня, позволяющий индивиду планировать текущие и предстоящие действия в соответствии с общей целевой стратегией, увязывать свои действия с текущими условиями, селективно выбирать нужный набор целей и раздражителей). Таким образом, в новой парадигме во главу угла ставится сравнительно новое представление об исполнительных функциях и лежащих в их основе нейрофизиологических исполнительных системах (executive systems), а также об их специфических нарушениях (Brown T.E.).

Новая парадигма позволяет понять, почему отдельно взятый пациент с СДВГ-расстройством (до 10% среди детей и 5% среди взрослых) не в состоянии удерживать фокусированное внимание в одних ситуациях и хорошо справляется с этой задачей в других задачах. Эта новая концепция также позволяет объяснить тот факт, что у большинства пациентов с СДВГ наблюдается одно или несколько других расстройств психики и поведения – дизлексия и другие формы нарушения обучения, тревожность и депрепрессия, оппозиционное поведение и обсессивно-компульсивное расстройство, различные формы зависимости и расстройства аутистичного спектра. Сегодня уже становится ясно, что СДВГ – это, если пользоваться компьютерно-программной аналогией, не дефицит какой-то одной программы или группы однотипных программ, это дефицит операционной системы, который будет иметь место при выполнении практически любой программы.

Центральным пунктом в новом понимании природы синдрома СДВГ является тезис о том, что СДВГ не является расстройством поведения как таковым, а представляет собой следствие задержки развития и созревания управляющих систем головного мозга – так называемых исполнительных систем. А сегодняшнее представление о клинической картине СДВГ намного богаче того представления, которое доминировало в клинических учебниках еще 20 лет назад, когда суть клинической картины сводилась к лаконичному термину “гиперактивный ребенок”.

 

Назад


[ О.Иващенко © 1997-2024 ]

Заказать звонок