ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА И ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Методы лечения СДВГ

В настоящий момент существует несколько подходов к методам лечения СДВГ.

str3     Лекарственная терапия.

В мировой практике основная группа препаратов для коррекции симптомов СДВГ у гиперактивных детей – психостимуляторы. Наиболее известные из них — это метилфенидат (торговое название – риталин), декстроамфетамин с амфетамином и декстроамфетамин. Один из недостатков этих препаратов — необходимость принимать их несколько раз в день (время действия около 4 часов). Сейчас появились метилфенидат и декстроамфетамин с амфетамином продолжительного действия (до 12 часов). Также используют препараты других групп, например – атомоксетин, страттера и др. Однако самый серьезный побочный эффект связан с тем, что риталин по своим фармакологическим свойствам находится в одной группе с кокаином и имеет с ним много общего. В США риталин активно используется на нелегальном рынке слабых наркотиков. По имеющимся данным, длительный прием риталина в несколько раз повышает риск формирования у гиперактивных детей наркотической зависимости.

Подход, распространённый в СНГ — это ноотропные препараты, вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, усиливающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ головного мозга. Однако доказательств эффективности этих препаратов на сегодняшний день не существует, а те положительные результаты, которые отмечают отдельные пациенты, видимо, связаны с плацебо эффектом. В целом, воздействие и психостимуляторов, и появляющихся новых препаратов для коррекции СДВГ направлено на нейромедиаторы головного мозга – дофамин, серотонин и др. Оценивая возможности лекарственной терапии СДВГ в целом, следует отметить следующее. Во-первых, фармакотерапия – это симптоматическое лечение, т.е. подавление симптомов за счет постоянного приема препарата. Даже длительный прием препарата не исправляет те мозговые аномалии, которые являются причиной СДВГ-поведения, поскольку, по имеющимся данным, отмена приема препарата даже после многолетнего постоянного приема приводит к возврату в течение 1-2 месяцев исходной СДВГ-симптоматики. Во-вторых, все психостимуляторы, в том числе и риталин, имеют такие побочные эффекты, которые ставят под сомнение оправданность и целесообразность их применения.

str3     Нейропсихологический подход.

Суть подхода состоит в том, что с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. Это трудоёмкая многомесячная работа. Ребёнок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Однако убедительных доказательств эффективности этого подхода в соответствии с критериями доказательной медицины в настоящее время не существует.

str3     Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления.

str3     Работа над личностью. Семейная психотерапия, которая формирует личность и которая определяет, куда направить эти качества (расторможенность, агрессивность, повышенную активность).

str3     Нейротерапия или Биологическая Обратная Связь (БОС).

БОС-терапия – очень молодая область нейробиологической науки и медицины. В России БОС-метод формально не является официальным медицинским методом лечения, ему не обучают в медицинских вузах, не проводят сертификацию и переподготовку, нет системы лицензирования. А это значит, что уровень профессиональной подготовки специалиста, занимающегося БОС-терапией, клиенту-пациенту определить практически невозможно.

По своей сути БОС-терапия представляет собой процедуру так называемого инструментального условнорефлекторного обучения (или обусловливания) в отношении тех или иных ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга человека. Проявляется такое обучение в постепенном изменении “обучаемого” параметра ритма ЭЭГ либо в сторону повышения (например, усиление бета-ритма или альфа-ритма) или в сторону понижения (например, уменьшение тета-ритма), что приводит к улучшению или нормализации функционирования “тренируемой” области коры головного мозга, что, в свою очередь, приводит к ожидаемому улучшению поведенческих и клинических показателей – улучшению функции внимания, оперативной памяти, эмоциональной саморегуляции, способности к планированию и прогнозированию, уровня самооценки.



[ О.Иващенко © 1997-2020 ]

Заказать звонок