ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Симптомы СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой форму поведенческого расстройства, которой в настоящее время страдают миллионы детей, подростков и взрослых во всем мире. На сегодняшний день проведено огромное количество клинических, нейропсихологических, нейрофизиологических и многих других исследований для изучения природы, разнообразия симптомов и того, что собой представляют причины СДВГ.

Диагностические критерии СДВГ.

Диагностические критерии и признаки СДВГ детально описаны в американском руководстве DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. В целом, согласно этим руководствам, все разнообразие симптомов при СДВГ укладывается в 3 большие группы –

  • собственно дефицит внимания
  • гиперактивность или повышенная подвижность
  • импульсивность или несдержанность

Едва ли не самая важная группа симптомов с точки зрения школьного «функционирования» ребенка связана с нарушением функции внимания, причем критерием нарушения является наличие 6 или более различных проявлений невнимательности, имеющих место на протяжении более, чем 6 месяцев и серьезно нарушающих социальное поведение ребенка и его успеваемость в школе.

Возможные варианты нарушения внимания могут выглядеть следующим образом:

  • ребенок часто упускает из виду, «теряет» детали классного или домашнего задания, делает большое число небрежных и трудно объяснимых ошибок при выполнении задания;
  • испытывает трудности в длительном удержании внимания на предмете урока в классе, во время лекции или при выполнении длительного задания;
  • ребенок часто не может ответить на обращенный к нему вопрос, находясь в прострации и с отсутствующим видом;
  • часто ребенок не в состоянии самостоятельно выполнить классное или домашнее задание, безуспешно тратя на него все отведенное время;
  • часто испытывает трудности с организацией и планированием своих действий и деятельности в целом, не может выполнить задание к сроку, не может самостоятельно спланировать выполнение различных заданий;
  • ребенок часто сопротивляется и избегает выполнения заданий, которые ему не нравятся, которые он не понимает и которые требуют усилий, чтобы в них разобраться;
  • часто теряет различные вещи и предметы, в том числе, необходимые для учебы в школе – ручки, тетради, ключи, очки и т.д.
  • легко отвлекается на посторонние раздражители как в школе, так и дома;
  • отличается повышенной забывчивостью – забывает дома тетрадки, карандаши и ручки, забывает выполнить задание, забывает записать в дневник домашнее задание, забывает о запланированных делах и т.д.

Гиперактивность может проявляться в следующих конкретных проявлениях поведения ребенка:

  • в поведении ребенка часто присутствуют беспокойные и непрекращающиеся движения руками и ногами, не может неподвижно сидеть на стуле – все время ерзает;
  • ребенок не выдерживает сидения на месте какое-то время, особенно когда это необходимо, например, на занятии в школе, на спектакле в театре и т.д.
  • ребенок много и постоянно бегает, постоянно куда-то забирается, что-то открывает, трогает, двигает и т.д.
  • ребенок долго не выдерживает, тихо и спокойно играя, периодически вскакивает и бегает, отвлекаясь на что-то другое;
  • такая избыточная и беспорядочная двигательная неусидчивость имеет стойкий характер, не зависящий от каких-либо ограничений и требований внешних условий.

Наконец, импульсивность может проявляться в следующем:

ребенок имеет обыкновение отвечать на вопросы, не задумываясь и не выслушав до конца то, о чем его спрашивают;
Не может дожидаться своей очереди.
при общении ребенок постоянно перебивает говорящего, не зависимо от того, сверстник это или взрослый;
ребенок болтлив и несдержан, может беспричинно вдруг сказать обидную или даже оскорбительную вещь, может разговаривать так, как будто у него отсутствуют внутренние «тормоза».

Аналогичные диагностические критерии детально прописаны в данных руководствах также как для группы гиперактивных, так и импульсивных симптомов СДВГ.

Подтипы или формы  СДВГ-синдрома.

Важно также отметить, что у конкретного ребенка с СДВГ-синдромом могут иметь место нарушения любой из трех основных групп симптомов в любой комбинации, и в зависимости от относительной выраженности той или иной группы симптомов выделяют 3 основные формы или подвида синдрома –

  • а) форма с преобладанием в клинической картине нарушений поведения преимущественно симптомов нарушения внимания;
  • б) форма с преобладанием преимущественно симптомов гиперактивности/импульсивности и
  • в) смешанная форма с наличием и тех и других симптомов примерно в равной пропорции.

Особый акцент в этих руководствах ставится на всеобщий и инвариантный в отношении различных ситуаций характер этих расстройств. Другими словами, если речь идет о гиперактивности ребенка, то она в равной степени должна проявляться как в школе, так и в любых других ситуациях – дома, в общественных местах, в общении со сверстниками и т.д. Если же «подозрительное» поведение наблюдается у ребенка в какой-то единичной ситуации, например, в школе, то здесь можно заподозрить обусловленность такого неправильного поведения какими-то другими, ситуативными факторами.

Ключевые характеристики СДВГ.

Важным аспектом диагностического критерия является временной фактор — нарушение поведения должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев. Это связано с тем, что с точки зрения сегодняшней медицины, нарушения функционирования головного мозга, лежащие в основе СДВГ, являются весьма продолжительными, часто пожизненными, в том числе и по причине частичной генетической обусловленности.

Ну и чтобы уж совсем диагноз о наличии СДВГ был надежным, клинические руководства требуют инвариантности в отношении наблюдателя, т.е. на основании использования описанных критериев к аналогичным выводам должны придти разные наблюдатели поведения ребенка – не только врач, но и педагог, родитель и любой другой незаинтересованный наблюдатель.

Также стоит упомянуть тот факт, что классификация симптомов и диагностические критерии СДВГ в своем современном виде оформились относительно недавно, в силу чего особенности поведения СДВГ-ребенка даже врачом-педиатром, не говоря уже о родителях и школьных педагогах, до недавнего времени оценивались неправильно – неусидчивость и невнимательность, неспособность самостоятельно справиться с заданием обычно списывались на плохое воспитание, недостаточное внимание со стороны родителей, капризность и разбалованность ребенка и другие подобные причины.

Именно поэтому при возникновении подозрений о наличии в поведении ребенка каких-то отклонений прежде всего следует обращаться к опытному специалисту, что позволит правильно оценить все нюансы и особенности нарушения поведения ребенка с диагностической точки зрения и выбрать правильный и наиболее эффективный способ коррекции его СДВГ-поведения.

В нашем Центре работают именно такие специалисты, которые не только разберутся во всех нюансах поведения ребенка с СДВГ, но и обеспечат максимально эффективное, безопасное и надежное лечение самым современным и перспективным нелекарственным методом – методом биологической обратной связи или БОС-терапии.

[ О.Иващенко © 1997-2017 ]

Заказать звонок