ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

СДВГ у взрослых

Диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» или СДВГ – это не выдумка и не изобретение 20 века – самые ранние описания нарушений поведения по типу СДВГ специалисты находят уже у В.Шекспира, а некоторые – даже в трудах Гиппократа. Самое раннее задокументированное медицинское описание поведенческого синдрома, аналогичного сегодняшнему  СДВГ, относится к 1775 г. и принадлежит перу немецкого врача А.Вэйкарда. Затем в 1885 г. последовала книжка детских стихов с  описанием немецкого психиатра, а по совместительству писателя Х.Хофмана, мальчика по кличке Непоседа Фил, имя которого полностью отражало его поведение. Строгое клиническое описание поведения группы импульсивных детей в 1902 г. опубликовал английскийврач Г.Стил и постепенно внимание к характерному для сегодняшнего СДВГ-диагноза  поведению у специалистов стало нарастать. Именно разнобой в терминологии, используемой исследователями в разные временные периоды, и вызвал ощущение внезапного появления и связанной с этим искусственности диагноза СДВГ, иногда встречающегося в научно-популярной литературе. Согласно современным диагностическим системам и классификациям психических болезней основные симптомы СДВГ подразделяются на две большие группы – симптомы дефицита внимания и проявления гиперактивности и/или импульсивности, предположительно обусловленные дефицитом функции тормозного или сдерживающего контроля. В разные исторические периоды внимание специалистов было связано с какой-либо одной проблемной сферой, что и приводило к разночтениям в терминологии. Дополнительным осложняющим с точки зрения полной и однозначной концептуализации расстройства фактором было то обстоятельство, что «аутентичным» проявлениям синдрома СДВГ часто сопутствуют многие другие нарушения, формально к СДВГ не относящиеся – это и депрессия, и тревожность, и нарушения созревания и развития, и нарушения обучения и др. Таким образом, часто встречающееся в популярной литературе мнение об «искусственности» и надуманности диагноза СДВГ не соответствует действительности и связано с недостаточностью изученности синдрома, неустоявшейся терминологией и т.д. Последний весомый шаг в направлении признания реальности СДВГ был сделан в 2005 г., когда 100 ведущих европейских ученых-экспертов подписали документ, подтверждающий валидность СДВГ в качестве диагноза характерного психического и поведенческого расстройства.

В своем сегодняшнем виде терминология, диагностические критерии и принципы терапии появились в американском клиническом руководстве DSM-3 в 1980 г., при этом клинические данные, послужившие основой для приведенных в руководстве выводов, были получены в исследованиях на детях и подростках с СДВГ. Вопрос наличия симптомов СДВГ у взрослых, их временная  динамика, а также лечение синдрома СДВГ у взрослых представляют собой еще менее изученную проблему, которой в последнее время уделяется все больше внимания.

Самым важным открытием, касающимся природы СДВГ у взрослых стало доказательство того факта, что СДВГ-симптоматика у детей и подростков, и прежде всего – дефицит внимания, по мере взросления сама по себе не исчезает, а дефицит внимания, впервые диагностированный в детском возрасте, сказывается на когнитивной деятельности на протяжении всей жизни. Кроме того, исследования взрослых пациентов с признаками СДВГ выявили неожиданное противоречие между объективными показателями и самоотчетами пациентов –пациенты с верифицированным диагнозом СДВГ часто не признают наличия у них соответствующих нарушений, что значительно осложняет перспективы эффективной коррекции.

Что же касается возрастной динамики различных проявлений СДВГ – дефицита внимания и дефицита торможения, то данные ряда исследований показали спонтанное смягчение вплоть до полной редукции по мере взросления проявлений гиперактивности и в меньшей степени импульсивности и относительную стойкость нарушений внимания, конечно, при отсутствии коррекции, на протяжении всей жизни.

Самые последние результаты многочисленных эпидемиологических исследований в разных странах оценивают среднестатистическую частоту встречаемости СДВГ у детей на уровне 9%, у взрослых – на уровне 5%. Сравнение этих показателей позволяет предположить, что у определенной группы детей с синдромом СДВГ симптоматика по мере взросления смягчается и практически полностью исчезает, тогда как у большей части таких детей СДВГ-расстройство стойко проявляется на протяжении всей жизни вплоть до глубокой старости и реально затрудняет когнитивную деятельность, межличностные и социальные контакты и т.д. Прояснить и детализировать такую разную возрастную динамику СДВГ-симтоматики помогли фундаментальные нейробиологические и нейропсихологические исследования, позволившие сформулировать на сегодняшний день наиболее продвинутую теорию возникновения СДВГ, говорящую о ключевой роли в этом процессе так называемых «исполнительных систем» головного мозга, обеспечивающих ключевой набор когнитивных функций, одной из которых является функция внимания.  Значительно продвинулось при этом также понимание природы дефицита этих «исполнительных функций» — если в более ранних теориях дефицит связывали с определенной степенью поражения уже более или менее сформировавшихся мозговых систем, то теперь причину такого дефицита видят в нарушении процесса созревания и формирования этих мозговых систем, в сбоях при установлении формирующихся связей между различными структурами головного мозга, что и приводит к тому, что эти системы функционируют не вполне так, как должны.

Следует признать, что идея наличия у взрослого человека нарушения поведения, эквивалентного СДВГ у детей и подростков – еще более новая, чем сам диагноз СДВГ. Первые работы, посвященные изучению эквивалента СДВГ у взрослых появились в 60-70хх годах и особого внимания специалистов в области психиатрии и клинической психологии не привлекли. В 1994 г. вышла быстро ставшая бестселлером книга «Рожденный разрушать» авторов EdvardM. Hallowell, John J. Ratey, которая серьезно привлекла внимание к проблеме СДВГ у взрослых не только специалистов, но и широких масс читателей. И очень скоро проблема СДВГ у взрослых привлекла внимание ведущих ученых.

Как показывает практика, часто взрослые родители, которым впоследствии ставится диагноз СДВГ, попадают в поле зрения специалистов, когда обращаются к ним по поводу проблемного поведения своих детей. Исследования показали, что «взрослая» форма синдрома СДВГ практически полностью соответствует «детской» форме по характеру и выраженности симптомов, а также по восприимчивости к лекарственной терапии психостимуляторами. Представляет также большой практический интерес выявленная у взрослых лиц связь симптомов СДВГ с некоторыми формами отклоняющегося поведения. Так, оказалось, что у 25-40 % лиц с признаками СДВГ наблюдаются также те или иные формы антисоциального поведения, а у 25% лиц с антисоциальным поведением формируется антисоциальная личность. У 12-15% лиц с признаками СДВГ со временем формируются те или иные формы зависимости, чаще – алкогольная и наркотическая, а у 75% имеют место серьезные проблемы межличностного общения.

Отдельная сфера, в которой также были выявлены проблемы у взрослых лиц с СДВГ, — уровень качества жизни. Например, согласно американским, на сегодняшний день наиболее обширным данным, годовой доход лиц с СДВГ, соответствующих по уровню и качеству образования нормальной группе, достоверно и значительно ниже после окончания вуза, чем в нормальной группе. Кроме того, почти 50% лиц с СДВГ сообщили, что они либо теряли, либо меняли место работы из-за проблем, обусловленных СДВГ. Кроме того, у взрослых с СДВГ в сравнении с возрастной нормой имели место:

  • более высокий уровень разводов
  • значительно более высокая частота случаев формирования зависимости
  • более низкий уровень удовлетворенности всеми аспектами жизни
  • более негативная самооценка и более негативный взгляд на жизнь в целом

 

[ О.Иващенко © 1997-2017 ]

Заказать звонок