ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

История СДВГ

Один из вопросов, которые часто задают родителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, — откуда взялся этот синдром и почему его не было у детей раньше ? Ответ выглядит следующим образом — нарушения поведения, объединяемые понятием СДВГ, были и раньше, только назывались они по-другому.

•» 1845 г. – впервые описаны нарушения поведения, которые сегодня получили название СДВГ, доктором Генрихом Хоффманом (Heinrich Hoffman). В иллюстрированной книге о детях «The Story of Fidgety Philip» («История неугомонного Филиппа») точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, прототипом которого послужил собственный сын доктора.

•» 1902 – моральный дефект (британский врач Джордж Ф. Стилл (George F. Still) описал группу из 20 детей с агрессивным и недружественным поведением. Эти особенности поведения Стил объединил понятием «моральный дефект», причину которого он видел в неврологическом нарушении.

•» 1918 – постэнцефалитное поведенческое расстройство (у многих детей, выживших после эпидемии энцефалита, наблюдалась аналогичная СДВГ симптоматика).

•» 1930-40 г.г. – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Минимальная мозговая дисфункция — легкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций ЦНС резидуально-органической природы. Такое определение говорит об очень деликатных нарушениях функционирования центральной нервной системы, каждое из которых в отдельности не является патологическим симптомом, и может отмечаться у здоровых детей, но в совокупности они “выходят” за границы нормы. По мнению большинства исследователей, применение этого термина оправдано для обозначения трудностей обучения и особенностей поведения у детей при выявлении в анамнезе факторов, которые могли бы привести к негрубому повреждению ЦНС и повлечь за собой нарушение формирования высших психических функций. История проблемы. Первое описание в медицинской литературе ребенка с двигательной расторможенностью и дефицитом внимания дано в 1845 году немецким психоневрологом Хоффманом. С тех пор многие ученые занимались проблемой невротических отклонений поведения, однако вопрос о терминологии оставался нерешенным. В 30-40 годы прошлого столетия впервые было сформулировано определение “минимальное мозговое повреждение” для обозначения непрогредиентных резидуальных состояний, возникающих в результате ранних, локальных повреждений ЦНС. 1959г. — впервые термин “ММД” появился в литературе и использовался для описания поражений головного мозга, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения. 1962г. — Оксфордская группа по международным исследованиям в детской неврологии провела симпозиум по проблемам ММД, где официально признан этот термин для обозначения совокупности проблем поведения и обучения в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.

•» 1950-60 г.г. – гиперкинезы детского возраста

•» 1970-е г. – расстройство дефицита внимания

•» 1980-е г. – расстройство дефицита внимания с или без гиперактивности

1968г. — во второй редакции американской классификации психиатрических болезней (DSM-2) был предложен термин “гиперкинетическая реакция детства”, в последующих редакциях он изменялся и принял современный вид лишь в 1994 году (DSM-4) как синдром дефицита внимания/гиперактивности. В России используется международная классификация болезней (МКБ-10), где также введено понятие “синдрома дефицита внимания с и без гиперактивности”, разработаны его диагностические критерии. По указанной классификации данной патологии присвоен шифр F 90.0 и F 90.1 в подразделах «Нарушение активности и внимания» и «Гиперкинетическое расстройство поведения» соответственно, пятый класс: “Психические заболевания и расстройства поведения”, но по сложившейся практике эти больные чаще находятся в поле зрения неврологов, нежели психиатров.
1978г. — Л.О. Бадалян и сотр. внедрили этот термин в нашей стране для обозначения разных по этиологии и патогенезу клинических состояний, сопровождающихся нарушениями поведения и обучения, в сочетании с легкой неврологической симптоматикой и нормальным интеллектуальным уровнем.

[ О.Иващенко © 1997-2017 ]

Заказать звонок