ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Что такое СДВГ?

str     ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА

По многочисленным данным отечественных и зарубежных исследований от 5% до 15-16% детей в целом и до 38-43% в начальных классах имеют серьёзные трудности в обучении и поведении и относятся к категории трудных (гиперактивных) детей. Если оценивать их по международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), то большинство из них можно квалифицировать как дефицит внимания в сочетании с гиперактивностью — ADHD (Шифр F 90.0) или без гиперактивности ADD. В нашей стране в настоящее время используют термин «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без неё (СДВГ) ». Вместе с тем, ранее подобное расстройство поведения трактовалось также как минимальная мозговая дисфункция (ММД) — относительно легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин, но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и частично нормализуемых по мере роста и созревания мозга – а также гиперкинетический синдром.

Наиболее характерными для СДВГ являются симптомы, связанные с:
1) дефицитом внимания (плохая концентрация, неспособность удержания внимания)
2) гиперактивностью (неусидчивость, чрезмерная подвижность)
3) импульсивностью (эмоциональная неустойчивость, эксплозивность)

str3     Дефицит внимания.
Гиперактивный ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание). Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы). Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты). Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

str3     Гиперактивность.
У гиперактивного ребенка часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Гиперактивный ребенок часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Часто гиперактивные дети бывают болтливыми.

str3     Импульсивность.
Клинически, гиперактивные дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Гиперактивные дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

По данным J. Perrin e.a. (1998), гиперактивные дети с дефицитом внимания имеют значительные трудности в обучении вследствие различного сочетания, а также различной тяжести следующих расстройств:
— Нарушения в избирательном внимании, вплоть до лёгкого отключения внимания.
— Затруднение в контроле своих импульсов.
— Трудности в поддержании соответствующей заданию активности.
— Проблемы в планировании и организации познавательных заданий.
— Трудности в понимании и ответах на вопросы.
— Затруднения в выполнении указаний учителя.
— Неумение переносить неудачи.

Обычно эти проблемы сочетаются в различных комбинациях и ведут к ухудшению в учёбе, а также негативно влияют на память, последовательность в выполнении действий, двигательные навыки, речь, сон, настроение. Гиперактивному ребёнку трудно согласовать свои действия с общественными требованиями. Подобные расстройства могут сочетаться с расстройствами высшей корковой функции, включая нарушения двигательной активности, познавательных способностей, общения и социального статуса ребёнка.

[ О.Иващенко © 1997-2017 ]

Заказать звонок