ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ ЦЕНТР ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРО ТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Дислексия

дислексия
24.01.2017

Чтение представляет собой невероятно сложный когнитивный процесс, включающий множество стадий, и среди них – декодирование слов и понимание письменного (зрительного) и фонологического (слухового) речевого сигнала. Декодирование слов является предпосылкой и обязательным условием понимания речевого обращения. У большинства детей процесс формирования речевого аппарата проходит успешно и у них не возникает проблем с пониманием речи, однако у 10-15% детей в процессе формирования речевых структур головного мозга возникают проблемы, что приводит к расстройству речи, именуемому дислексия.

Определения дислексии.

Не смотря на то, что термин «дислексия» нередко встречается в научно-популярной литературе и голливудских фильмах, согласия в вопросе о том, что же такое дислексия, каковы ее причины и, главное, как с ней бороться на сегодняшний день нет даже среди специалистов. Отсюда – большое число различных определений, среди которых в первую очередь следует обратить внимание на медицинское или неврологическое и педагогическое определения.

Одно из самых ранних определений дислексии, относящееся к 1895 году, трактовало это расстройство как «врожденную словесную слепоту». Согласно определению Международной Дислексической Ассоциации, дислексия – это специфическое нарушение обучения, неврологическое по своей природе, которое характеризуется трудностью точного и слитного распознавания слов, а также нарушенной способностью произносить и распознавать слова и составляющие их фонемы. Другими словами, дислексия – это нарушение речи в любых ее аспектах и проявлениях – в плане понимания, слухового или зрительного, а также в плане воспроизведения – голосового или письменного. И поскольку может страдать любое звено в сложнейшем мозговом речевом аппарате, отсюда и то огромное разнообразие форм дислексии, которые описаны клиницистами.

В целом, число положений, которые касаются дислексии и которые поддерживаются большинством исследователей, сводится к небольшому списку:

  • дислексия – это первично языковое расстройство (фонологическое восприятие/анализ)
  • дислексия – это неврологическое расстройство (нижне-лобная зона, нижняя височно-затылочная зона, височно-теменная зона левого полушария)
  • дислексия в значительной степени является следствием нарушения процесса созревания соответствующих речевых мозговых систем
  • дислексия в значительной степени является генетическим нарушением с установленным списком «проблемных» генов.

Одним из наиболее цитируемых случаев является дислексия Пабло Пикассо, часто упоминающаяся в успокоительных целях для иллюстрации того факта, что определенное нарушение в одной сфере (дислексия) не препятствует формирования выдающихся способностей в какой-то другой сфере. Однако, к сожалению, чаще всего верной является обратная закономерность – наличие проблем в какой-то одной сфере, как правило, связано с проблемами также и в других сферах – «работает» так называемый «эффект Матфея» — …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет (Евангелие от Матфея).

Связь дислексии с другими расстройствами.

Так, согласно имеющимся данным, существует сильная корреляция между дислексией и дискалькулией – у 50-65% детей с дислексией наблюдается также и дискалькулия. Еще одна достоверная корреляция существует между дислексией и дискалькулией с одной стороны и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с другой – до 40% детей с диагнозом СДВГ имеют также проявления дислексии и дискалькулии. Если продолжить эту линию, придется констатировать, также высоко-достоверная корреляция существует между СДВГ и аутизмом, а также аутизмом и эпилепсией. И это, конечно же, не случайно – одним из объяснений этому факту может быть то, что все эти нарушения являются следствием нарушения невероятно сложного и важного процесса формирования различных мозговых систем, пусть и разных по механизму, объему и специфике.

Процесс обучения чтению предъявляет мозгу ребенка огромные требования —  прежде всего он должен научиться мгновенно различать мелкие, практически малоразличимые символы, образованные контурными линиями. Для этого в мозгу, похоже, зарезервирована отдельная корковая зона, находящаяся в теменной области левого полушария между зоной различения человеческих лиц и зоной формирования образов внешних объектов. Эта «буквенная» зона находится в одном и том же месте у людей, разговаривающих на абсолютно разных языках – итальянском, английском, русском или китайском.

Причины и мозговые механизмы дислексии.

Вместе с тем, вопрос о том, является ли дислексия болезнью, поднимается в научной литературе с устойчивой периодичностью – некоторые ученые считают, что болезни дислексия – это вовсе не болезнь, а некий крайний вариант нормы по показателю способности к чтению. Однако оппоненты такого подхода видят его слабость в том, что дислексия, как правило, сопровождается целым рядом других мнестических, когнитивных, двигательных нарушений, свидетельствующих о наличии у дислексиков определенных неврологических нарушений, одним из проявлений который является нарушение фонологического и орфографического восприятия и воспроизведения специфического речевого материала.

Одно из основных направлений научного изучения феномена дислексии связано с исследованием роли генов в возникновении речевых нарушений. Данные о том, что риск оказаться дислексиком у ребенка, один из родителей которого страдает дислексией, составляет 40 %, является весомым аргументом в пользу участия генов в возникновении дислексии у детей. Многие работы этого направления позволяют говорить о наличии генетического «локуса дислексии», находящегося предположительно в 6 паре хромосом. Более того, имеются данные о том, что в этом хромосомном «локусе дислексии» находятся также гены, связанные с возникновением ряда аутоиммунных нарушений, связь с которыми часто наблюдается в клинической картине дислексиков.

Полушария мозга и дислексия.

Значительный прогресс в области изучения нейрофизиологических (мозговых) механизмов возникновения дислексии связан с возникновением и развитием новых  методов нейровизуализации функций головного мозга – позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ), ядерно-магнитной томографии (МРТ) и других. Эти исследования позволили сформулировать целый список теорий о причинах и природе дислексии. Одна из них связывает причины возникновения речевых расстройств со структурными и функциональными нарушениями функциональной специализации больших полушарий головного мозга. Согласно этой концепции функции больших полушарий различаются, и каждое из полушарий специализируется в отношении определенного набора функций, а одно из самых выраженных функциональных различий наблюдается как раз в отношении речи – речевые зоны у большинства праворуких людей находятся в левом полушарии. Это моторно-речевая зона Брока и сенсорно-речевая зона Вернике. Как известно, поражение этих зон, а также связывающих их путей приводит к различным комбинациями моторной, сенсорной и проводниковой афазии – клинической формы нарушения речи. ПЭТ-исследования активности мозга у взрослых дислексиков во время выполнения различных речевых тестов выявили меньшую степень активации задневисочной области коры их левого полушария (рядом с зоной Вернике), чем у здоровых взрослых того же возраста.

Еще один подход к изучению механизмов дислексии у детей и взрослых предложен так называемой асинхронной теорией. Суть ее в том, что в норме процесс чтения обеспечивается синхронной работой большого числа различных мозговых систем, обеспечивающих различные этапы речевого акта – кодировка/декодировка фонем и графем, синтез их в словесные единицы, обеспечение их моторными речевыми и орфографическими программами (в чем, видимо, специализируется мозжечок) и т.д. и т.п. Важным условием нормального функционирования этой речевой системы является высокая степень синхронности ее подсистем. Если же эта синхронность по каким-либо причинам нарушается, что, видимо, имеет место при дислексии, возникает более или менее специфическое речевое нарушение. Подтверждением такой точки зрения может быть выявленный в научных исследованиях факт того, что время передачи речевого сигнала между полушариями увеличено, что как раз и может свидетельствовать о подобного рода разсинхронизации в речевых системах головного мозга.

Связь дислексии с языком.

Интересное наблюдение сделано учеными, изучающими дислексию в разных языковых культурах. Они выяснили, что в различных языках дислексия не одинаково выражена. Другими словами, сам язык оказывает определенное влияние на выраженность дислексии как у детей, так и у взрослых. Одно из различий между языками сводится к степени однозначности связи между графическим элементом языка или символом – графемой или буквой и представляющим ее базовым звуком – фонемой. В целом, чем более прямой и однозначной является эта связь, тем легче она усваивается при обучении и тем менее выраженными и более однотипными являются нарушения, объединяемые понятием дислексия.

Назад

[ О.Иващенко © 1997-2017 ]

Заказать звонок