ЦЕНТР РАЗВИТИЯ МОЗГА И ИННОВАЦИОННЫХ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ

Интернет-консультация

Лечение детского аутизма

28.11.2016

Не смотря на то, что расстройства аутистического спектра (РАС) имеют выраженную генетическую обусловленность (уровень наследования оценивается разными авторами на уровне 40-90%), патофизиологические механизмы (или лежащие в основе нарушения в работе головного мозга) остаются практически неизученными.  Хотя большинство экспертов и сходятся в признании того факта, что ключевая для возникновения аутизма проблема – это нарушение весьма сложного процесса развития и формирования прежде всего высших, когнитивных систем головного мозга, детали этого процесса остаются неизученными. Этим во многом обусловлена та неопределенность, которая существует в вопросе выбора метода лечения или коррекции РАС.

Существует много подходов к лечению аутизма, и какие-то из них могут быть полезны отдельным пациентам с аутизмом, однако общепризнанной, надежной и эффективной терапии, одинаково эффективной для всех или большинства аутистов, на сегодняшний день не существует. Лечение аутизма в основном сводится к борьбе с симптомами и уменьшению выраженности характерных для аутизма нарушений социальных навыков, различных поведенческих проявлений, а также к стимулированию процесса созревания и развития затронутых патологией систем головного мозга, повышения качества жизни аутистического ребенка, а также повышения его функциональной самостоятельности и компетентности.

Основные терапевтические направления:

Метод прикладного поведенческого анализа – направление, выросшее из научных исследований одного из основоположников американского бихевиоризма Б.Скиннера о роли в обучении инструментальным рефлексам так называемого подкрепления. Важность и эффективность такого подхода обусловлена тем, что в отличие от обычных детей, легко обучающихся сложным когнитивным, коммуникативным и социальным навыкам в обычных условиях естественным образом, обучение аутистичных детей сильно страдает, и для того, чтобы аутистичный ребенок чему-либо научился, требуются значительно большие усилия, а также специальные условия с так называемой структурированной средой. Суть метода – в использовании различных форм поощрения или положительного подкрепления для выработки и закрепления нужного поведенческого навыка.

Одним из вариантов психосоциального тренинга является методика, предложенная психологом С.Гутштейном и получившая название «процедура формирования отношений». Интенсивный тренинг по этой программе позволяет родителям показать своему ребенку с аутизмом, как становиться друзьями, как выражать свои чувства, как чувствовать переживания других детей – т.е. все то, без чего образование социальных связей и личностных отношений просто невозможно.

Трудовая терапия – ставит целью отработку бытовых навыков самообслуживания,  движений,  игр  и других элементов социализации, позволяющих повысить качество жизни.

Методика «речевых» карточек по сути является альтернативной коммуникационной методикой, позволяющей детям с речевыми нарушениями взаимодействовать друг с другом с помощью специальных карточек.

Специальная логопедическая терапия, направленная на коррекцию речевых нарушений средствами специальных обучающих методик и принципов воспитания.

Некоторые специалисты-диетологи считают целесообразным использовать безглютеновую и безказеиновую диету, поскольку, по их мнению, при аутизме нарушен метаболизм этих протеинов, что может приводить к несвойственному для здорового мозга появлению некоторых опиатных производных.

Лекарственная терапия. На сегодняшний день не доказана эффективность ни одного из известных фармакологических препаратов в отношении ключевых для аутизма групп симптомов в социальной, коммуникативной и поведенческой сфере. Вместе с тем, например, в США не менее половины всех детей-аутистов, особенно в случае значительной выраженности аутистической симптоматики, сочетающейся с агрессивно-деструктивным поведением, препятствущим адаптации к условиям школьного коллектива или семьи,  принимают противосудорожные или психотропные препараты, причем из психотропных средств назначают и психостимуляторы, и антидепрессанты, и антипсихотики.

БОС-терапия по показателям ЭЭГ. В свете многочисленных нейрофизиологических исследований и данных нейровизуализации структур и проводящих путей головного мозга аутистов последнего десятилетия весьма перспективным и многообещающим методом коррекции нарушений аутистического спектра выглядит метод нейротерапии или БОС-метод по показателям ЭЭГ. Одним из аргументов в пользу выбора БОС-терапии для коррекции аутизма, с одной стороны, могут служить данные о характерных для аутизма нарушениях ритмической биоэлектрической активности головного мозга – электроэнцефалограммы, а также изменения, выявляемые в определенных структурах и нейрональных связях мозга аутиста методами нейровизуализации, а с другой, данные о возможностях БОС-терапии в нормализации биоэлектрической активности и в повышении эффективности функциональных связей в головном мозгу.

Назад


[ О.Иващенко © 1997-2020 ]

Заказать звонок